Алексей Оскольский (asafich) wrote,
Алексей Оскольский
asafich

Category:

Как философствуют биологи

Я набросал аннотацию выступления на конференции по философии науки (http://kosilova.livejournal.com/404122.html#cutid1)

 

И сразу вопрос к знатокам: какие случаи использования философских терминов биологами при обсуждении биологических проблем (помимо «онтологического статуса таксона» или «фальсифицируемости кладограммы») вам известны? (Речь не идет о ситуациях, когда биологи пишут философские или методологические тексты – в этих случаях они уже не биологи. Биолог в данном контексте – это не персона, а лишь одна из функций). 

В биологии есть ряд общих тем, для обсуждения которых используются концептуальные средства философии. Примером могут служить размышления о «реальности» или «онтологическом статусе» таксонов (то есть видов, родов и т.п. групп организмов) или же озабоченность «фальсифицируемостью» биологических концепций. Несмотря на философскую терминологию, обсуждение этих проблем разворачивается главным образом в рамках самой биологии: философия воспринимается лишь как вспомогательная дисциплина, дающая надежду на их разрешение.

 

Надежда эта, однако, не оправдывается: «философичные» темы биологии относятся к числу «вечных». Видимо, обращение биологов к философии – симптом того, что проблемы, с которыми они сталкиваются, неразрешимы в рамках этой науки и обусловлены особенностями биологического дискурса как такового, его неоднородностью. В нём можно выделить как минимум три компонента (восходящих к традициям математического естествознания, естественной истории и собственно биологии в строгом смысле слова, возникшей в конце 18 века), с которыми сопряжены различные способы полагания исследуемого предмета, отношения предмета и исследователя и т.д. Но анализ дискурса – это дело философов, а не биологов.

 

Таким образом, биологи ставят интересные философские вопросы, но, как правило, их не обсуждают, поскольку не владеют соответствующими техниками. Философия выступает для них главным образом как источник метафор, позволяющих выразить их экспертный опыт. При этом философия нередко подменяется той или иной мировозренческой доктриной, отсылы к которой создают видимость решения проблемы, а на деле лишь затемняют её содержание – как научное, так и философское. К сожалению, нынешняя программа кандидатского минимума по философии биологии страдает тем же: философия в ней подменяется мировозренческим доктринерством («глобальным эволюционизмом» или «экофилософией»).

 

Раз биологи обращаются к «философичным» темам – значит философия биологии им нужна. Но для конструктивного взаимодействия с философами биологам важно четко представлять пределы компетенции как биологии, так и философии, а значит – быть готовыми к тому, что их собственная деятельность и персона станет предметом чужой рефлексии. А это не всем нравится…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments